АЛМАЗНАЯ СУТРА - «АЛМА́ЗНАЯ СУ́ТРА», образное название «Ваджра-ччхедика Праджня-парамита сутры» (санскр. «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества] как удар молнии»), сутра (см. СУТРА) цикла «Праджня-парамиты», основополагающий текст буддизма махаяны (см. МАХАЯНА), созданный во 2-3 вв. В сутре описываются поведение, речь и образ мыслей «ступивших на стезю бодхисаттв (см. БОДХИСАТТВА)», т. е. тех, кто всецело посвятил себя духовному совершенствованию, отказавшись из сострадания к другим существам от нирваны (см. НИРВАНА)и достижения состояния будды (см. БУДДА). Тем, кто только намеревается вступить на этот путь, сутра рекомендует накапливать добродетели (пунья), из которых наиболее ценные - заучивание данного благовестия, медитация (см. МЕДИТАЦИЯ) над ним и распространение знания о нем. Сутра учит о достижении «безопорного» мышления, для чего следует мыслить, не прибегая к таким понятиям, как «независимая самость» (атман), «существо», «живая душа», «человеческая особь» (пудгала). Рекомендуемый способ рассуждения бодхисаттвы можно выразить формулой: если есть А, то есть и не-А, поэтому А есть только в этом относительном смысле (напр., «то, о чем Будда проповедовал как о совершенстве мудрости, о том же Он поведал как о не-совершенстве, поэтому оно названо совершенством мудрости»).
Идеи «Алмазной сутры» истолковывались Нагарджуной (см. НАГАРДЖУНА) и школой мадхьямика (см. МАДХЬЯМИКА); первые систематические комментарии написаны в 4 в. йогачарами (см. ЙОГАЧАРА) Асангой (см. АСАНГА) и Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ). Сутра пользуется исключительным авторитетом; переведена практически на все языки «северного буддизма», сохранились даже хотанская (см. Хотан (см. ХОТАН (река))) и согдианская (см. Согд (см. СОГД)) ее рукописи. Существует 6 китайских переводов (один из них является первой в мире печатной книгой, датированной 868).